Евгений Романов: «Нужны качественно подготовленные кадры»

Евгений Романов: «Нужны качественно подготовленные кадры»

Евгений Романов, профессор Поволжского государственного технологического университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, выступил на выставке «Лесдревмаш» с заявлением о дефиците квалифицированных кадров в ЛПК. В интервью профессор поведал об основных проблемах образования и о способах повысить качество подготовки студентов.

– Евгений Михайлович, какие основные проблемы в подготовке кадров для ЛПК вы видите?

– На сегодня в России существует 79 вузов, которые готовят специалистов по направлению «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии». Однако качество приема в 44 из них, мягко говоря, неудовлетворительное. Вузы вынуждены брать почти всех, кто к ним приходит, что значительно снижает общий уровень подготовки студентов.

– Увеличение количества студентов не помогает решению проблемы?

– К сожалению, нет. За последние пять лет мы увеличили прием студентов на лесные специальности на 266 человек, доведя их число до 3 834, но это не решает проблему. Мы увеличиваем количество, а не качество. Это все равно что заливать воду в бочку без дна. Мы нуждаемся в качественно подготовленных специалистах.

– Каким вы видите решение проблемы?

— Одним из решений является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Мы разработали ФГОС-3 еще в 2010–2011 годах, но тогда он создавался без учета современных профессиональных стандартов. Сейчас настало время для разработки ФГОС-4, который будет учитывать современные требования отрасли. Кроме того, Минобрнауки России совместно с ФУМО должно утверждать примерную образовательную программу и учебный план, включая предметы «ядра образования» по данному направлению, чтобы качество образования было единым в каждом вузе страны и на должном уровне.

– Какие еще меры могут быть полезны для повышения уровня подготовки?

– Необходимо повысить требования к вузам, которые готовят специалистов для ЛПК. Если вуз не соответствует установленным стандартам, он не должен иметь права на подготовку кадров.

В качестве предложений по формированию ФГОС-4 по направлению УГСН 39 «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» нужно закрепить подготовку специалистов с высшим образованием, с пятилетним сроком обучения, защитой дипломного проекта и присвоением квалификаций «Инженер лесного хозяйства», «Ландшафтный инженер-архитектор» или «Инженер лесной промышленности». Магистратура должна остаться по всем направлениям УГСН 39 как углубленное и специализированное высшее образование второго уровня. Необходимы полуторагодичный срок обучения и защита выпускной научной работы – магистерской диссертации с присвоением соответствующей квалификации.

– Евгений Михайлович, что еще требуется от учебных заведений для успешного воплощения этих изменений?

– Университеты должны иметь полигоны и лаборатории на предприятиях ЛПК, а магистратуры – собственный ботанический сад (дендрарий) и учебно-опытный лесхоз. Без этого невозможно качественно подготовить специалистов.

Фото: Евгений Романов