Фанера через Турцию: как российские производители обходят санкции и теряют прибыль
Российские производители вынуждены адаптироваться к новым условиям, но сталкиваются с множеством трудностей, включая проблемы с оплатой. Вопросы долгосрочной устойчивости таких схем остаются открытыми, и отрасли предстоит искать новые пути для сохранения конкурентоспособности.
Из-за санкций экспорт продукции ЛПК на Запад прекратился или был значительно ограничен. При этом периодически в западных СМИ появляется информация о транзите русской фанеры в Европу через Казахстан или Турцию. Действительно ли наши производители успешно обходят санкции, или это единичные случаи? Как решаются проблемы с оплатой?
Виталий Липский, генеральный директор ООО «НЛАРИ»:
– Основной ущерб в ЛПК был нанесен фанерной промышленности. Эта отрасль еще со времен СССР была ориентирована на США и Европу, где обеспечивались основные объемы продаж с довольно высокой маржинальностью. Однако из-за санкций традиционные рынки сбыта были утрачены, что создало в отрасли эффект домино. Пострадали не только фанерные производства, но и независимые производители шпона и лесозаготовители. Многие фанерные комбинаты стали экспортировать полуфабрикат – березовый шпон, что привело к выдавливанию с рынка независимых производителей шпона, которые ранее были с фанерщиками в одной лодке.
С 2022 года, после закрытия западных рынков, экспорт фанеры на Запад стал идти через Казахстан и Турцию. Но Казахстан вскоре прекратил сотрудничество, и Турция осталась единственным ключевым транзитным звеном. Турция как лесная держава производит достаточные для внутреннего потребления объемы лесопродукции и обладает мощным обрабатывающим производством. Например, у нас работает турецкая компания Kastamonu, производящая MDF и ДСП. Турецкие лесопильные линии, такие как Ustunkarli, также работают в нашей стране.
Теперь турецкие компании закупают наш шпон, затем шпон «доклеивается» в фанеру, и готовая продукция поставляется в Европу. Таким образом, основную добавленную стоимость получает Турция, что, конечно, нам крайне невыгодно. Недавно Европа в качестве ответа на возросший экспорт фанеры ввела на нее пошлину в размере 15,2%.
На текущий момент Россия производит около 3,5 млн куб. м фанеры. Экспорт фанеры в Европу через Турцию оценивается примерно в 500–700 тыс. куб. м, что в 2–3 раза ниже докризисного уровня, когда поставки составляли около 1,5 млн куб. м. Кроме того, российская фанера поставляется в США через Китай и Вьетнам. В 2023 году объем экспорта фанеры в США составил около 180 тыс. куб. м, несмотря на почти заградительную 50%-ю пошлину.
Однако все это незначительные объемы по сравнению с Китаем, который производит до 70 млн куб. м фанеры в год. Китайская тополиная фанера доминирует на глобальном юге, в странах MENA, которые относительно бедны и покупают китайскую фанеру, которая хуже нашей березовой, но дешевле.
Что касается проблем с оплатой, они остаются только при работе с Китаем. Надежные расчеты в основном осуществляются через Турцию, которая фактически стала финансовым хабом для лесопромышленного комплекса. Турецкие компании помогают решать проблемы с платежами в других странах, например в Египте, где часто нет валюты для оплаты. Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия также иногда прибегают к их помощи.
Китайские банки менее надежны, так как периодически приостанавливают сотрудничество, но затем его возобновляют. Такое поведение делает их ненадежными партнерами, хотя о полном отказе Китая от работы говорить нельзя.
Таким образом, в условиях санкций российские компании хотя и нашли обходные пути для экспорта продукции, но сталкиваются с большими потерями. Адаптация к новым условиям идет тяжело. Сейчас спасает ситуацию внутренний рынок, поскольку на рынке наблюдается дефицит плит OSB и его компенсируют фанерщики. Фанера продается практически по стоимости плит OSB, что делает ее более доступной для строительства.