Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Текущее состояние и будущее развитие рынка древесных плит и фанеры: интервью с директором портала «ПроДерево» Михаилом Дмитриевым

Текущее состояние и будущее развитие рынка древесных плит и фанеры: интервью с директором портала «ПроДерево» Михаилом Дмитриевым

Директор портала «ПроДерево» Михаил Дмитриев рассказал о настоящем и будущем рынка древесных плит и фанеры, поделился мыслями о перспективах ЛПК в строительном сегменте, проблемах и возможностях экспорта, а также проанализировал текущие тренды в отрасли.

– Михаил, как вы оцениваете текущие перспективы рынка ДСП и фанеры?

– Говоря о рынке древесных плит и фанеры, главное, что нужно понимать, – это перспективы строительного сегмента. Текущие тренды на строительном рынке отразятся на конструкционных плитах через полтора-два года, а еще через пару лет тренд может коснуться плит для производства мебели.

– Вы имеете в виду многоэтажное строительство? Как оно повлияет на рынок плитных материалов в ближайшие годы?

– На одной из наших конференций Иван Леонов, руководитель продуктового направления «Плитные материалы» «PERI Россия», озвучил следующие данные. Если посмотреть статистику за 10 месяцев 2023 года, то количество выданных экспертиз упало на 40% (чуть более 750 домов) по сравнению с тем же временным отрезком 2022 года. Снижение количества выданных экспертиз привело к 20-процентному снижению выданных разрешений на строительство. C момента прохождения экспертизы до ввода жилья в строй может проходить от двух до пяти лет. То есть дома, которые вводятся в строй в настоящее время, – это наработки прошлых лет.

Таким образом, уменьшение количества выданных экспертиз свидетельствует о том, что в ближайшие два-три года будет наблюдаться снижение объемов строительства. На спрос со стороны населения влияют сейчас такие факторы, как удорожание кредитов, снижение покупательной способности, замедление экономики и производства.

– Что может удержать рынок? Наверное, развитие экспорта?

– Безусловно, но здесь существует ряд затруднений. Прежде всего, остаются сложности в логистике, например ограниченная проходимость Транссиба. Определенные надежды рынок связывает с МТК «Север – Юг», который пока не может заработать в полную силу. Коридор имеет ряд проблем, в частности со стоимостью логистики. Например, поставки через Каспий могут обходиться дороже, чем поставки через Санкт-Петербург. Заработает ли этот коридор в ближайшее время в связи с введением в эксплуатацию железнодорожной ветки с Азербайджаном, спрогнозировать сложно.

При этом в целом Иран с точки зрения логистики – регион очень интересный. Он способен обеспечить доступ на рынки Индии и стран Персидского залива, а также Египта, если ему удастся решить проблемы с дефицитом платежного баланса. Тем не менее ряд емких рынков, которые уже тесно сотрудничают с Россией по покупке наших энергоносителей, могут быть не заинтересованы в расширении поставок российской лесопродукции из-за образующегося с их стороны отрицательного торгового баланса. А отсутствие обратного товаропотока делает логистику довольно дорогой, что сказывается на стоимости продукции. Такая ситуация наблюдается при поставках во Вьетнам, Малайзию, Индонезию. При этом с точки зрения потребления плитной продукции Вьетнам – это уже второй регион мира по объему производства мебели, а Индонезия и Малайзия могут стать в ближайшее время развитыми мебельными хабами.

Ряд стран, например Индия и Китай, идут по пути создания собственного плантационного лесного хозяйства. С учетом того, что Китай является крупнейшим производителем древесных плит и фанеры, но его внутренний строительный рынок стагнирует, а высаженные плантации уже подрастают, в горизонте 10 лет Поднебесная может составить нам конкуренцию даже на традиционных для России рынках.

– Звучит, конечно, мрачновато. Может быть, попытать счастья на внутреннем рынке? И каковы перспективы рынков СНГ для российских производителей плит?

– Да, наиболее перспективны наш внутренний рынок и рынки СНГ, которые фактически являются продолжением нашего собственного. При этом мы понимаем, что рынки СНГ низкомаржинальные, но они нам понятны и там наблюдается активный прирост населения. И если российские производители планируют расширять географию поставок, то этими вопросами нужно задаваться уже сейчас.

Теперь наложим эти перспективы на текущую ситуацию. В своих оценках буду опираться на данные Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ), любезно предоставленные его руководителем Виталием Липским. Объем производства ДВП по итогам 2023 года снизился незначительно, на 6,6%, что в текущей ситуации может считаться неплохим результатом. Если смотреть на баланс производства и потребления ДВП, то производство в прошлом году составило 635 млн кв. м, экспорт – 107 млн кв. м, а импорт, в основном из Белоруссии и Китая, – около 40 млн кв. м. Главные каналы российского экспорта – Узбекистан, Казахстан и Азербайджан. В структуре экспорта необработанная ДВП составляет 39%, остальное – плиты шлифованные, ламинированные, в виде напольных покрытий. У России есть потенциал наращивания производства ДВП, и наиболее перспективными рынками являются прежде всего рынки СНГ. По данным НЛАРИ, за пять месяцев текущего года объем производства ДВП сократился уже на 8,3%.

На рынках ДСП и ОСП ситуация в 2023 году оказалась лучше, чем на рынке ДВП. В прошлом году был зафиксирован небольшой рост производства этих плит, основным драйвером которого выступило увеличение производства мебели. Однако рост спроса также ведет к росту цен, что и было хорошо заметно. По итогам года Россия вышла на производство 8,9 млн куб. м и экспорт почти 2 млн куб. м. Главными потребителями российской ДСП являются Казахстан и Узбекистан. Основные внешние рынки сбыта для ОСП – Китай, Казахстан и Кыргызстан. По данным НЛАРИ, изменение объемов производства древесно-стружечных плит в 2024 году колеблется около нуля.

Позитивным стабилизирующим моментом для предприятий древесно-плитного сектора может являться рост цен на продукцию, но тут есть один дискуссионный момент: насколько рост цен вызван ростом спроса, а не инфляционным давлением. Производственные показатели говорят, скорее, именно об инфляционном давлении.

– Мы не говорили о рынке фанеры, а он в России оказался самым пострадавшим за последние годы. Вы видите перспективы для восстановления ее производства?

– Да, объемы производства фанеры снизились на 27%, если сравнивать с 2021 годом. На фоне этого падения и из-за ограничений по рынкам сбыта ожидался переход фанерных производств на экспорт шпона в третьи страны (Китай, Турцию, Вьетнам и пр.) с дальнейшим реэкспортом в США и ЕС. Увеличение производства и экспорта шпона относительно производства фанеры наблюдалось только в мае – сентябре 2022 года. Ситуация с уровнем цен сопоставима с общим трендом в производстве – цена упала почти на 39%.

Низкая цена – это следствие потери западных рынков, где за много лет была создана сбытовая инфраструктура. В 2023 году было произведено около 3 млн куб. м фанеры при внутреннем потреблении 1,4 млн куб. м. При этом, по данным НЛАРИ, если сравнивать объем производства фанеры за пять месяцев с начала 2024 года с данными за январь – май прошлого года, то наблюдается восстановление производства фанеры на 12,3%. Схожую тенденцию демонстрирует производство шпона – плюс 20,8%.

– Какие стратегии могут помочь российским производителям плитных материалов и фанеры адаптироваться к текущим условиям?

– Исходя из перспектив внутренних и внешних рынков, а также текущей ситуации с производством древесно-плитной и фанерной продукции, я бы сказал, что критической ситуации нет. Шок от санкций и закрытия европейского рынка прошел, идет процесс адаптации. Если принять ситуацию, что высокомаржинальные рынки Европы закрыты, и делать упор на внутреннее потребление с некоторым незначительным объемом экспорта, то можно сказать, что отечественная отрасль находится в состоянии равновесия. Все остальное зависит от того, какую стратегию для себя изберет отрасль: либо максимально усиливаться на рынках СНГ, либо инвестировать в присутствие на максимальном количестве рынков. И та, и другая стратегия жизнеспособны, но прежде всего нужно помнить, что в скором будущем на рынке могут появиться новые сильные игроки.