ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ? ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ АССОЦИАЦИИ «ЛЕСТЕХ» АЛЕКСАНДРА ТАМБИ
В условиях современных экономических реалий вопросы импортозамещения становятся все более актуальными для лесопромышленного комплекса. Мы обсудили ключевые проблемы и достижения в сфере импортозамещения, а также перспективы и тенденции развития этой отрасли с руководителем Ассоциации «Лестех» Александром Тамби. Из этого материала вы узнаете, какие шаги может предпринять государство для устойчивого развития отрасли.
В условиях современных экономических реалий и санкционного давления вопросы импортозамещения становятся все более актуальными для лесопромышленного комплекса. Мы обсудили ключевые проблемы и достижения в сфере импортозамещения, а также перспективы и тенденции развития этой отрасли с руководителем ассоциации «Лестех» Александром Тамби.
– Александр, расскажите, пожалуйста, что наиболее проблемно в импортозамещении в сфере ЛПК? Что с 2022 года удалось успешно импортозаместить? Каковы сейчас тенденции в импортозамещении?
– Замещать пока получается только небольшие элементы, детали и запчасти. Импортозамещение технологического оборудования составляет лишь несколько процентов. В основном это небольшие узлы и станки. Некрупные производители лесопильного и фанерного оборудования получили стимул к расширению, но в основном это происходит за счет количественного увеличения производства продукции. Они просто выпускают больше станков и элементов механизации, не расширяя спектр высокопроизводительного оборудования.
Техническое развитие в лесопильной и лесозаготовительной промышленности идет крайне медленно. Это связано как с отсутствием опыта изготовления высокопроизводительного оборудования и низким уровнем кооперации между производителями и поставщиками комплектующих, так и с отсутствием реального, подкрепленного действиями запроса на импортозамещение.
– Почему так происходит?
– Лесозаготовители и представители лесопильной промышленности не имеют сильной лоббистской структуры, в отличие от деревообрабатывающей и мебельной промышленности (АМДПР) или целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»). Общих всероссийских объединений лесопильных компаний у нас фактически нет. Лесозаготовители объединяются преимущественно в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации экспортеров и импортеров или на местном уровне. Соответственно, нет запроса на реальное серийное производство оборудования в стране с возможностью определения реальной емкости рынка, несмотря на понимание необходимости отечественного оборудования и готовности его покупать.
– Какова ситуация со станками на рынке?
– Современные лесопильные заводы мощностью более 250 тыс. куб. м круглых лесоматериалов работают на европейском оборудовании. До введения санкций стоимость оснащения лесопильного цеха начиналась от 4,5 млн евро, а стоимость всего завода в целом могла доходить до 150 млн евро. Европейские производители разрабатывали это оборудование довольно долго, вкладываясь в инженерные исследования и выпуская его крупными сериями. В настоящее время стоимость оборудования выросла еще больше, так как подорожал металл. При этом европейские станки сейчас не поставляются в Россию. Китай же не производит высокопроизводительное оборудование для лесопиления, и при малой емкости рынка лесопильного оборудования не стоит ждать помощи с их стороны, как минимум в ближайшем будущем. На рынок России выходят поставщики современного оборудования из дружественных стран, например из Южной Америки, но в целом дефицит оборудования будет только нарастать, с учетом физического и морального устаревания техники, установленной на лесопильных предприятиях.
– Возможен ли прогресс в отечественном станкостроении?
– Многие хотели бы приобрести отечественное оборудование, например лесопильные линии, сушильные туннели и другое промышленное оборудование, но по стоимости не выше, чем в Европе. Однако российское производство, как и в других странах, особенно с учетом ограниченности спроса без возможности выхода на общие мировые рынки, не будет дешевым. Да, оплата труда в России ниже относительно европейских государств, но при изготовлении металлоемких конструкций этот фактор не оказывает существенного влияния на конечную стоимость высокотехнологичного оборудования.
Маленькая емкость рынка существенно затрудняет развитие импортозамещения. Чтобы производство было выгодным, для обеспечения потребностей крупных лесопильных заводов необходимо наличие гарантированных запросов от 15–20 предприятий, то есть на изготовление серии хотя бы из 30–40 схожих станков. Но рынок остается ограниченным, что привлекает сторонних игроков к более рентабельным секторам производства, нежели станкостроение для ЛПК.
Компании, производящие оборудование для оснащения средних лесопильных заводов мощностью до 150–200 тыс. куб. м бревен, продолжают развиваться. Среди них можно выделить «Крафтер», «Енисейпромавтоматику», «Ремдрев», «Вуд-Энджин», «Техпромсервис» и «Автоматику-Вектор». Все они загружены заказами и расширяют производство, увеличивая объемы и производительность.
– Получается, что наиболее перспективны небольшие лесопильные заводы?
– У нас существуют проблемы, связанные с необходимостью корректировки Стратегии развития лесного комплекса в разных регионах: именно от нее зависит, какими по мощности должны быть заводы. Условно говоря, где-то необходим один крупный завод на миллион кубометров, а где-то целесообразно разместить десять заводов по 100 тыс. кубометров переработки сырья.
Это принципиальный вопрос развития отрасли. Мы можем эффективно перерабатывать бревна на заводах разной производственной мощности, используя различные технологии и обеспечивая разную степень глубины переработки. Однако ресурсная база древесины в России значительно истощена. Для получения сырья предприятиям необходимо строить дороги. Стоимость одного километра лесной дороги в различных регионах составляет от 4 млн до 15 млн рублей. Инвестировать такие средства малые и средние заводы, скорее всего, не смогут.
Поэтому нам нужны крупные заводы для создания элементов инфраструктуры, чтобы от оборота бизнеса оставались средства на строительство дорог. И эта проблема усугубится через шесть-семь лет. Сейчас мы сократили объемы производства. Если часть заводов прекратит работу, их оборудование можно будет использовать как донорское для поддержания оставшихся заводов на максимальной производственной мощности. Однако со временем это оборудование придет в негодность.
В настоящее время предприятия в условиях спада рынка переходят на щадящий режим работы, снижая загрузку лесопильных линий и работая не более пяти дней в неделю в две смены.
– Как вы оцениваете текущее европейское оборудование? Насколько оно устарело?
– Вспоминая выставки «Лесдревмаш» и Woodex, которые проходили в 2020–2021 годах, можно отметить, что тогда контракты заключались с горизонтом планирования до 2025 года. Даже если бы не было санкций, то заказанное тогда оборудование было бы поставлено только в следующем году.
На горизонте 2028–2029 годов может возникнуть разрыв, когда старое оборудование уже выработает свой ресурс, а новое еще не будет поставлено. С каждым годом эта ситуация будет только усугубляться, что делает проблему замены оборудования все более актуальной.
– Как себя показывает китайское оборудование в отрасли?
– Лесозаготовительная техника из Китая уже поступает на наш рынок. Пока отзывов по ней мало, поскольку она находится на стадии активного тестирования. Например, колесный форвардер для вывозки круглых лесоматериалов уже прибыл из Китая и его можно увидеть в России.
Что касается мебельной промышленности, китайское оборудование получает положительные отзывы. Китай по многим позициям может заместить Европу и в целлюлозно-бумажной промышленности. Однако в сфере лесопиления вряд ли можно ожидать помощи с высокопроизводительными станками, поскольку у Китая не развита промышленность в этой сфере и, учитывая емкость нашего рынка, вряд ли она появится.
– Какова ситуация с поставками оригинальных запчастей для оборудования?
– Существует много проблем с поставками оригинальных номерных запчастей для такого оборудования, как, например, финские окорочные станки и лесопильные станки из Германии или Скандинавии. Часто сами производители запрещают поставки оригинальных элементов, включая валы и элементы корпуса, даже через третьи страны. Эти станки продолжают работать до момента поломки, после чего токари и сварщики пытаются восстановить их на местах. Некоторые частные производители все же поставляют запчасти и оборудование через третьи страны.
Вместе с тем на рынок приходят новые поставщики. Неоригинальные запчасти, которые можно производить на других предприятиях, такие как элементы механизации, приводы и электронные компоненты, поставляют компании из Турции и Китая. На наш рынок активно выходят поставщики из стран, которые ранее не работали с Россией. Можно говорить о некотором промышленном туризме предприятий: представители ездят, осматривают, покупают и заключают предварительные договоры. Однако все стороны стараются не распространяться об этом публично.
– Какие шаги может предпринять государство для устойчивого развития отрасли?
– Для успешного импортозамещения необходимо активное участие государства, чтобы организовать процесс и предоставить гарантии инвесторам. Мы уже начали обсуждение этого вопроса с Минпромторгом России. Важно, чтобы появились объединения заводов, что представители ЛПК могут сделать самостоятельно, вступив в действующие ассоциации, такие как АМДПР, «Бумпром» или в нашу ассоциацию. Возможно, Минпромторг России создаст клуб директоров по отраслям, настоятельно рекомендовав заводам объединиться, чтобы получить доступ к государственной поддержке.
В любой бизнес-экономике должны быть заказчик, изготовитель и арбитр. Минпромторг может выступать в роли арбитра, предоставляя финансовую поддержку и разрешая реализацию инвестиционных проектов только при наличии и предварительной экспертизы со своей стороны предварительных контрактов с заводами-изготовителями оборудования. В случае возникновения проблем государство может увеличить кредитные линии.
Только при таких условиях можно рассчитывать на успешное импортозамещение и устойчивое развитие отрасли. Просто «выдавать леса» под инвестиционные проекты без подобных механизмов поддержки и контроля кажется странным.